Наконец собрался с духом и попёрся в мороз в машину с нетбуком, чтоб собрать численные показатели инжектора при пуске в минусовые температуры.
Рассматриваемый блок управления — Микас 10.3 производства АВТЭЛ.
Программа не стандартная. Т.е. мало того, что она под оку отличается от таковой для Таврии 1,1л, так ещё и я в ней полазил уже знатно, активировав фазированный впрыск, вырубив лямбду и т.д. и т.п. и ещё мульён переделок.
За пуск отвечает группа таблиц и параметров, но в общем смысле это выглядит так:
При включении зажигания происходит оценка температуры и выставление РХХ в соответствующее по таблице положение шагов и выставляется УОЗ по таблице. Затем при провороте стартером осуществляется первичный синхронный "плевок" в коллектор согласно соотв-ей таблице, и сразу переход к таблице "Синхронной пусковой топливоподачи от температуры ОЖ" (мои значения — красным. Зелёным — значения стандартной прошивки ZAZ Sens 1,3л):
Синхронная топливоподача действует до тех пор, пока обороты двигателя не достигнут значения, при котором двигатель считается запущенным (обычно это 650об/мин) и убывает по закону таблицы "Форма убывания пускового топлива по времени":
У Сенса линейно падает пусковая топливоподача от времени, у себя же я изменил этот закон, чтоб топливоподача падала чуть меньше, т.к. быстрое обеднение смеси вызывает провал в работе двигателя и его заглохание. Это выглядит так: двигатель схватил, вроде начал набирать обороты, но тут же обороты падают и двигатель глохнет. Это называют "Завёлся и заглох". Такая болезнь у очень многих машин… разных.
Пусковой угол опережения зажигания выставляется по соответствующей таблице:
У себя я умышленно задрал УОЗ, т.к. при опережении +6.+7 двигатель вяло схватывает пусковые обороты. А вот при +11.+12 схватывание происходит резким пинком, что позволяет двигателю провернуть и себя, и кпп…
Затем по достижении 650об/мин происходит переключение режима пуска в режим прогрева (такая мулька вообще, по-моему, есть только у Микаса). В режиме прогрева инжектор раскручивает двигатель примерно до 1800-2000об/мин, поднимает УОЗ и топливоподачу так, чтоб двигатель в этом режиме проработал энное время перед переходом к обычному режиму ХХ с поправками на температуры… Я так понимаю, что этот режим был выдуман для того, чтоб "разбудить" движок, разогнать масло и тосол, интенсивно поднять температуру…
В общем, переход от пуска к прогреву так же происходит по соответствующей таблице. Таблица позволяет задать количество оборотов коленвала, в течение которых будет происходить плавный переход режимов из пуска в прогрев:
Сказать по правде, я не заметил разницы, выставляя значения 200об или 1000об для одной и той же температуры… Переход в прогрев происходит так же быстро. Видимо, я что-то не понял.
Далее двигатель работает заданное время по таблице для данной температуры:
и по таблице перехода от прогрева к ХХ плавно переходит в режим ХХ с поправками по топливу и УОЗу от ТОЖ и ТВ:
А теперь как это всё выглядит в графике:
UOZ — Угол опережения зажигания
INJ — время впрыска топлива в миллисекундах
PABS/10 — абсолютное давление во впускном коллекторе, поделённое на 10, чтоб уместить в график, в мм.рт.ст.
TWAT — температура охлаждающей жидкости
TAIR — температура воздуха в коллекторе
QT — часовой расход топлива в л/ч
FREQ/100 — обороты коленвала, поделённые на 100 для умещения в график.
Первый высокий пик графика INJ — это первый импульс и синхронная топливоподача в нулевой момент времени (к сожалению, частота снятия показаний не позволяет разделить эти два момента). далее видно, как по топливоподаче различим переход от пуска к прогреву (топливоподача из пика упала).
В момент перехода от пуска к прогреву наблюдается провал оборотов FREQ и абсолютного давления PABS. В этот момент чаще всего машина глохнет, и чтобы её завести надо выключить зажигание, выждать когда отключится главное реле и только после этого повторить попытку. Иначе если просто крутить стартером, то не будет ни единой вспышки :( Я пока с этим не разобрался. Но это банально сильное уменьшение топливоподачи при повторных пусках… Если мне удастся победить этот провал, то машина будет запускаться и в -15, и в -20 с автозапуска и я не буду ночью просыпаться от того, что сигналка совершает 3 попытки запуска, и я бегу "спасать" замерзающую машину запуская с брелка уже "вручную".
Далее пошёл прогрев. Тут без вопросов. Обороты растут, давление падает, УОЗ практически постоянен, топливоподача падает, температура растёт.
Далее переход от прогрева к ХХ. Несмотря на то, что переход должен происходить аж 10 секунд блок управления опускает обороты всего-то за одну-две секунды, что вызывает скачки или провалы ряда параметров. Это не есть хорошо… :( Но тем не менее переход к ХХ осуществлён и теперь машина просто стоит и греется на ХХ с поправками по топливоподаче, УОЗу и желаемым оборотам от ТОЖ.
Вот такие дела.
Сейчас на улице -18,5 по цельсию. Температура под капотом -15 (двигатель значит уже замёрз до -17 примерно). Первая попытка запуска проваливается: машина заводится и глохнет. Сигнализация не выключая зажигание пытается с промежутком в 3 сек завести мотор, но безуспешно — топливоподача слишком сильно снижена. Вторая же попытка спустя 15 сек. более удачна.
На видео выглядит так:
Первая попытка:
Вторая попытка: